Полета
Угломерно-дальномерная система РСБН обеспечивает определение путевой скорости и угла сноса. Эти навигационные элементы с помощью РСБН могут определяться двумя способами: на
контрольном этапе по двум отметкам места вертолета и при полете по линии азимута.
При определении путевой скорости и угла сноса на контрольном этапе необходимо:
— снять отсчеты азимута и дальности и включить секундомер;
— поставить на карте отметку MBi;
— определить среднее значение курса (Кср);
— через 5—6 мин полета вновь снять отсчеты азимута и дальности и выключить секундомер;
— поставить на карте отметку МВ^;
— соединить прямой линией полученные отметки мест вертолета, измерить длину контрольного этапа и рассчитать путевую скорость с помощью НЛ-10М (НПЛ);
— измерить на карте фактический путевой угол и определить УС по формуле УС = ФПУ—Кср.
Точность определения угла сноса данным способом составляет 2—3°, а путевой скорости — 2—3%.
При полете по линии азимута путевая скорость определяется путем решения зависимости
W= , (8.5)
где |Д2—Д\ — абсолютное значение изменения дальности;
t— время полета между моментами снятия отсчетов дальностей.
Для удобства вычисления путевой скорости в уме она измеряется по изменению дальности за 2 или 3 мин. В этом случае путевая скорость рассчитывается путем умножения величины изменения дальности АД соответственно на 30 или 20, т. е. W= ЗО АД или W=20 АД.
Угол сноса при полете по линии азимута определяется как разность между заданным путевым углом и подобранным курсом следования.
Точность определения угла сноса этим способом характеризуется величиной оУС = 2—3° и зависит главным образом от точности измерения и подбора курса следования по линии заданного азимута.
Точность измерения путевой скорости этим способом составляет 2—3%.
Для повышения точности определения путевой скорости к моменту ее измерения необходимо подобрать угол сноса.
Порядок работы при определении путевой скорости и угла сноса при полете по линии заданного азимута заключается в следующем:
— убедившись, что полет выполняется точно по линии заданного азимута, снять отсчет дальности и пустить секундомер;
— через 2—3 мин вновь снять отсчет дальности и выключить секундомер;
— определить величину изменения дальности в километрах и в уме рассчитать путевую скорость в километрах в час по вышеприведенным формулам;
— определить угол сноса как разность между путевым углом и подобранным курсом.
Определение путевой скорости и угла сноса этим способом не требует выполнения графической работы на карте, что значительно повышает точность их определения.
Определив скорость и угол сноса и зная курс и истинную воздушную скорость, можно рассчитать ветер и использовать его для выполнения полета вне рабочей области системы.